Аутизм

Аутизм — это пожизненное состояние, обусловленное особенностями развития мозга, проявляющееся в раннем детстве. Обычно, диагноз устанавливается до трехлетнего возраста, что дает возможность своевременно начать коррекционную работу.
Ключевая характеристика аутизма — искаженное восприятие окружающего мира, приводящее к избирательной чувствительности к стимулам. Это затрудняет социальное взаимодействие и адаптацию к окружающей среде. Дети с аутизмом испытывают трудности в общении, обучении и интеграции в социум. Поэтому люди с аутизмом такие разные: у кого-то одни сильные стороны и нужды, у других — совсем другие. Разница между ними может быть огромной.
Очень важно как можно раньше узнать о диагнозе. Чем раньше поставят диагноз «аутизм», тем быстрее можно начать заниматься с ребенком, чтобы помочь ему адаптироваться. Это значительно увеличивает шансы на то, что он сможет лучше интегрироваться в общество, стать более самостоятельным и счастливым. Раннее начало работы позволяет подобрать индивидуальный подход к каждому, учитывая его особенности. Это может быть и терапия, и специальные занятия, и помощь в том, чтобы научиться общаться с другими и заботиться о себе.
Аутизм — что это такое
Аутизм — это понятие, окутанное мифами и часто неправильно интерпретируемое. В своей сути, аутизм – это спектр неврологических особенностей развития, влияющих на восприятие мира, социальное взаимодействие и коммуникацию. Это не болезнь, не недостаток и, конечно, не приговор. Это иное устройство мышления, иной способ обработки информации, который формирует уникальный жизненный опыт.
Спектр аутизма чрезвычайно широк. Он охватывает людей с разнообразными способностями, потребностями и вызовами. Некоторые люди с аутизмом обладают выдающимися способностями в узких областях, демонстрируя феноменальную память, математические таланты или художественное мастерство. Другие сталкиваются с серьезными трудностями в повседневной жизни, требующими постоянной заботы и помощи родных и специалистов.
Важно понимать, что аутизм не делает человека неполноценным. Он просто делает его другим. Людям с аутизмом часто требуется иная коммуникационная стратегия, более структурированная среда и повышенное внимание к сенсорным особенностям.
Понимание и принятие этих потребностей — ключ к созданию инклюзивного общества, где каждый человек, независимо от его особенностей, может реализовать свой потенциал.
Несмотря на растущую осведомленность об аутизме, стигматизация и предрассудки по-прежнему остаются проблемой. Важно бороться с невежеством, распространять достоверную информацию и поддерживать людей с аутизмом и их семьи. Только так мы сможем создать общество, где разнообразие ценится, а каждый человек чувствует себя принятым и уважаемым. Аутизм — это не трагедия. Это часть человеческого опыта, и мы должны научиться видеть красоту и ценность в каждом проявлении этого спектра.
Классификация аутизма
В настоящее время существует несколько подходов к описанию детского аутизма, классифицирующих данное состояние по различным признакам и характеристикам. Среди специалистов наиболее популярна классификация, позволяющая разделить случаи расстройства аутистического спектра на группы, учитывая выраженность симптомов, преобладающий синдром и дальнейший прогноз. Данный подход способствует более глубокому пониманию возможных причин РАС и выбору подходящего коррекционного вмешательства, основанного на индивидуальных особенностях ребенка.
Эта классификация выделяет четыре основных группы:
- Первая группа характеризуется наиболее серьезными нарушениями. Дети с этими формами аутизма не проявляют интереса к взаимодействию с другими людьми, могут страдать мутизмом — состоянием, когда, умея говорить и понимая речь, отказываются от общения. Для них типичны повторяющиеся движения, отсутствие навыков самообслуживания и слабый самоконтроль. Главным признаком является отрешенность от окружающего мира.
- Вторая группа включает детей, остро и негативно реагирующих даже на незначительные изменения в привычном распорядке. Любые перемены могут вызвать вспышки агрессии. Однако в знакомой обстановке, в окружении близких, они могут общаться, быть открытыми для диалога, хотя их речь часто состоит из штампов и повторений. Основной синдром — отрицание реальности.
- Третья группа представлена пациентами с трудностями в общении, но обладающими высокими интеллектуальными способностями и стремлением к успеху. Проблема заключается в том, что они не прилагают усилий для достижения целей, избегают риска, экспериментов и компромиссов в отличие от нейротипичных сверстников. Дети с аутизмом этой группы часто увлечены какой-то одной узкой темой, что может создавать впечатление юного гения или интеллектуала. Ведущий синдром — подмена разнообразных аспектов жизни узкоспециализированной деятельностью.
- Четвертая группа отличается наименее выраженными нарушениями. Ребенок способен устанавливать контакт и анализировать информацию, но быстро устает, ему сложно сосредоточиться и следовать инструкциям. Обычно такие дети кажутся робкими, рассеянными и немногословными, однако при своевременной и адекватной коррекции демонстрируют хорошие результаты в учебе и творчестве. Ключевой синдром — повышенная ранимость.
Важно помнить, что это всего лишь примерная классификация. Каждый человек с аутизмом уникален, и его потребности могут меняться со временем. Главное — это видеть личность, а не просто степень аутизма.
Аутизм у детей — симптомы
Симптомы аутизма у детей варьируются в зависимости от возраста и тяжести расстройства. Важно помнить, что наличие некоторых из этих признаков не обязательно означает аутизм. Только специалист может поставить диагноз после комплексного обследования.
Как проявляется аутизм в разных возрастных периодах? Ниже приведены некоторые общие ранние признаки:
Ранний младенческий возраст (до 12 месяцев):
- Отсутствие реакции на собственное имя — ребенок может демонстрировать отсутствие реакции на собственное имя, даже при повторных обращениях, что указывает на нарушение избирательности слухового внимания.
- Скудный зрительный контакт — избегание прямого зрительного контакта или эпизодический, мимолетный взгляд в глаза, не сопровождающийся установлением эмоциональной связи.
- Отсутствие социальной улыбки — отсутствие спонтанной, ответной улыбки в ответ на улыбку взрослого, что является ранним признаком нарушения социального взаимодействия.
- Недостаток совместного внимания — ребенок не указывает пальцем на интересные объекты, чтобы привлечь внимание взрослого, и не следует за взглядом взрослого.
- Слабая реакция на звуки — может не реагировать на громкие звуки или, наоборот, быть чрезмерно чувствительным к ним.
- Отсутствие жестов — отсутствие или ограниченное использование невербальных средств коммуникации, таких как показывание, махание рукой на прощание, кивание головой.
- Аномалии в моторном развитии — повторяющиеся, стереотипные движения тела (раскачивание, вращение) или необычные позы.
Ранний детский возраст (1-3 года):
- Расстройства речи — задержка в появлении первых слов и фраз, ограниченный словарный запас или полное отсутствие речи. Эхолалия — повторение услышанных слов или фраз без понимания их значения.
- Трудности с социальной коммуникацией — избегание взаимодействия со сверстниками, отсутствие интереса к совместным играм, предпочтение одиночной деятельности.
- Ограниченные интересы — сильная привязанность к определенным предметам, действиям или темам, повторяющиеся ритуалы, выраженное нежелание менять привычный распорядок дня.
- Стереотипные повторяющиеся движения — повторяющиеся движения руками (хлопки, взмахи), раскачивание тела, ходьба на цыпочках, манипуляции с предметами (вращение, выстраивание в ряд).
- Сенсорная чувствительность — чрезмерная чувствительность или нечувствительность к звукам, прикосновениям, свету, запахам или вкусам.
- Необычные реакции на окружающую среду — выраженное беспокойство или дискомфорт в ответ на определенные звуки, текстуры, запахи, или, наоборот, игнорирование стимулов, на которые большинство детей обращают внимание.
- Проблемы с воображаемой игрой — трудности с имитацией действий, использованием предметов не по назначению, придумыванием сюжетов и ролей в играх.
Дошкольный и школьный возраст (3 года и старше):
- Трудности с пониманием социальных сигналов — непонимание невербальных сигналов (мимики, жестов), сарказма, иронии, юмора, скрытого смысла высказываний.
- Проблемы с коммуникацией — трудности с поддержанием диалога, неумение начинать и заканчивать разговор, задавать вопросы по теме, выражать свои потребности и желания в социально приемлемой форме.
- Эхолалия — повторение слов и фраз или целых предложений, услышанных ранее, без понимания их смысла.
- Узкие, стереотипные интересы — сосредоточенность на узком круге тем или объектов, глубокие знания в определенной области, которые кажутся необычными для данного возраста и могут занимать всё свободное время.
- Приверженность к ритуалам и рутине — строгое соблюдение распорядка дня, ритуалов и процедур, выраженное беспокойство или негативные реакции при нарушении привычного порядка.
- Трудности с переключением внимания — импульсивность, отвлекаемость, сложности с переходом от одной деятельности к другой.
- Проблемы с адаптацией к изменениям — высокая чувствительность к изменениям в окружающей среде, расписании, планах, трудности с принятием новых ситуаций.
- Сенсорная перегрузка или недогрузка — чрезмерная реакция на сенсорные стимулы (яркий свет, громкие звуки, определенные текстуры) или, наоборот, поиск сенсорных ощущений (покачивание, вращение, прикосновения к определенным материалам).
- Проблемы с моторными навыками — задержка или нарушение развития мелкой и крупной моторики, трудности с координацией движений, неуклюжесть.
- Повторяющееся поведение — навязчивые действия, ритуалы, самоповреждение (в запущенных случаях).
Симптомы аутизма могут проявляться по-разному у разных детей-аутистов. Некоторые дети могут иметь более выраженные симптомы в одной области, чем в другой.
Аутизм у взрослых: как меняются симптомы
Диагностика аутизма у взрослых сложна, потому что симптомы могут проявляться иначе, чем у детей, и часто маскируются или компенсируются на протяжении многих лет. Простыми словами: вместо ярких, очевидных признаков, у взрослых с аутистическим расстройством могут быть более тонкие, неявные проявления. Но это не значит, что аутизма нет. Просто он «взрослеет» вместе с человеком.
Важно помнить, что не все взрослые с аутизмом будут испытывать все перечисленные симптомы, и интенсивность симптомов может сильно варьироваться.
Например, у ребенка — трудности с пониманием простых просьб. А у взрослого — проблемы в общении с коллегами, он не понимает намеков, сарказма. Ему трудно заводить друзей, строить отношения. Он может быть очень умным, но при этом социально неловким.
У детей часто бывают странные увлечения, например, считать машинки или часами смотреть на вращающийся вентилятор. У взрослых это может трансформироваться в глубокий интерес к определенной теме — например, к астрономии или программированию. Они могут знать об этом все, но при этом совершенно не разбираться в обычных вещах.
Сенсорная чувствительность — тоже важный признак. И у детей, и у взрослых с аутизмом может быть повышенная чувствительность к звукам, свету, запахам. Но если ребенок закатывает истерику из-за громкой музыки, то взрослый просто избегает шумных мест.
Главное, что нужно помнить: аутизм — это не болезнь, это особенность. И с возрастом она меняется, но никуда не исчезает.
Причины аутизма
Точные причины возникновения аутизма до сих пор остаются неясными. Существует ряд обоснованных гипотез, рассматривающих данное состояние как результат генетических аномалий или внутриутробного поражения плода. Наиболее перспективным направлением исследований является изучение гена, который может предрасполагать к развитию аутизма.
Текущие исследования показывают, что наличие такого гена значительно увеличивает риск развития расстройств аутистического спектра, особенно при наличии психоневрологических заболеваний в семейном анамнезе (например, эпилепсии, задержки речевого развития, шизофренические расстройства, заикания).
Этиология РАС разнообразна и включает в себя как врожденные, так и приобретенные факторы, взаимодействующие между собой.
Врожденными факторами, влияющие на развития аутизма у детей считаются:
Наследственная составляющая — научные работы демонстрируют, что если в семье уже есть человек с РАС, вероятность возникновения этого состояния у других ее членов существенно возрастает. Обнаружены сотни генов, ассоциированных с аутистическими расстройствами, но ни один из них не является единственной причиной. Многие из этих генов вовлечены в процессы образования и работы синапсов – контактов между нервными клетками. Хромосомные отклонения, например, синдром Мартина-Белл и синдром Дауна, также ассоциируются с увеличенной предрасположенностью к РАС.
Влияние пренатальных факторов на состояние мозга плода во время беременности — к ним относятся:
- Осложненные роды, сопровождавшиеся гипоксией плода, маточными кровотечениями и т.д.
- Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком во время внутриутробного развития.
- Гестационный диабет у матери во время беременности.
- Неправильное использование противоэпилептических препаратов во время беременности.
- Депрессивные состояния и другие психические расстройства у будущей матери.
- Наркотическая зависимость матери.
Приобретенные факторы:
Хотя генетика и пренатальные факторы играют значительную роль, приобретенные факторы, воздействующие на мозг в раннем детстве, также могут способствовать развитию РАС. К ним относятся: травмы головы и некоторые вирусные инфекции.
Распространено ошибочное мнение о том, что вакцинация от инфекционных заболеваний повышает риск развития аутизма из-за компонентов, входящих в состав вакцин. Эта идея была впервые высказана в 90-х годах, но до сих пор не получила подтверждения. Многочисленные исследования, проведенные за эти годы, не выявили связи между иммунизацией детей или беременных женщин и развитием аутизма.

Диагностика
Определение аутизма на ранних этапах развития, включая пренатальный период, является сложной задачей. Как правило, диагностирование происходит в возрасте 3-4 лет и старше.
Диагноз расстройства аутистического спектра устанавливается врачом-психиатром на основе наблюдения за ребенком и специализированного тестирования.
Самостоятельное проведение тестов в домашних условиях неэффективно, поскольку требует профессиональной интерпретации результатов. Следовательно, подобные обследования должны проводиться исключительно квалифицированным специалистом в клинических условиях.
Для постановки точного диагноза необходимо комплексное обследование, включающее консультацию психолога, логопедическое обследование, электроэнцефалографию (ЭЭГ), электрокардиографию (ЭКГ), магнитно-резонансную томографию (МРТ), а также лабораторные анализы крови и мочи.

Развитие заболевания
Обычно дети развиваются поэтапно: новые навыки приходят на смену старым. Сначала ребенок ползает, затем встает на ноги, лепечет, а после учится говорить слова. При аутизме этот процесс нарушается, простые навыки могут сочетаться со сложными. Например, ребенок может одновременно издавать отдельные звуки и говорить простые слова.
Особенности развития аутизма пока еще плохо изучены, к тому же различные формы РАС проявляются по-разному.
На КТ головного мозга у детей с РАС часто не находят никаких отклонений. В некоторых случаях могут быть изменения в мозжечке, стволе мозга, лобных долях коры, увеличение боковых желудочков. Но в основном все проблемы носят функциональный характер. Например, у людей с аутизмом нарушен обмен дофамина, вещества, необходимого для передачи нервных импульсов и нормальной работы мозга.
Лечение
При аутизме у человека свой, немного другой, способ воспринимать мир. Он видит вещи иначе, чувствует по-своему, и ему может быть сложно общаться с другими так, как привыкли мы.
Лечение в случае аутизма — это не то же самое, что с простудой. Тут нет таблетки, которая все исправит. Скорее, это как помочь человеку с аутизмом лучше ориентироваться в нашем привычном мире, научиться понимать его правила и эффективно взаимодействовать с окружающими.
Основные инструменты терапии РАС — это специальные занятия с психологами, логопедами и другими специалистами. Они помогают развивать навыки общения, социальные навыки, учиться понимать эмоции других людей и контролировать свои собственные. Важно начинать такие занятия как можно раньше, ведь чем раньше ребенок получит поддержку, тем легче ему будет адаптироваться.
Ещё очень важна поддержка семьи. Родители и близкие люди должны понимать особенности человека с аутизмом, быть терпеливыми и создавать для него комфортную и безопасную среду. В такой обстановке ему будет легче развиваться и учиться новому.
Ну и последнее, но не менее важное: важно помнить, что каждый человек с аутизмом — уникален. Нет двух одинаковых людей, и то, что помогает одному, может не подойти другому. Поэтому помощь всегда должна быть индивидуальной, адаптированной под конкретного человека, его потребностей и сильных сторон.
Осложнения
Вследствие повышенной эмоциональной и сенсорной восприимчивости, лица, живущие с аутизмом, нередко сталкиваются с проблемами со сном, дискомфортом в работе пищеварительной системы, неконтролируемыми проявлениями гнева и другими сопутствующими трудностями:
- Снижение когнитивных способностей.
- Затруднения в развитии речи.
- Проблемы с моторикой и координацией движений (диспраксия).
- Разрушительное поведение, включая агрессию.
- Подавленное состояние.
- Самоповреждающее поведение (нанесение ран коже, удары головой, выдергивание волос).
- Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).
Аутизм может сопровождаться различными неврологическими проявлениями и психическими расстройствами, такими как:
- Биполярное расстройство (хроническое состояние, характеризующееся колебаниями настроения между депрессивными и маниакальными фазами).
- Непроизвольные мышечные подергивания (тики).
- Синдром Туретта, характеризующийся множественными двигательными и как минимум одним голосовым тиком, проявляющимися многократно в течение дня. Это состояние относится к экстрапирамидным расстройствам.
- Кататония – синдром, включающий двигательные нарушения (например, принятие необычных поз, длительное застывание в одной позе или, наоборот, чрезмерное возбуждение с импульсивностью и самоагрессией).
Для людей с синдромом Туретта характерны непроизвольные выкрики ругательств, которые впоследствии вызывают у них сильное чувство вины и стыда.
Реабилитация
Реабилитационные мероприятия для людей с аутизмом направлены на улучшение качества жизни и адаптацию к среде, фокусируясь на развитии навыков и компенсации трудностей. Они включают:
- Логопедия и дефектология — не только восстанавливают речь, но и учат понимать окружающий мир и выражать себя —словами, жестами или альтернативными средствами коммуникации.
- Психологическая поддержка — служит ориентиром в сложных эмоциональных ситуациях, помогая развивать социальные навыки и находить внутренний баланс через игровые методы или поддержку семьи.
- Сенсорная интеграция — настраивает восприятие мира, снижая интенсивность раздражающих стимулов и делая окружающую среду понятной и комфортной.
- Эрготерапия — развивает ловкость и точность движений, позволяя создавать и адаптировать пространство под индивидуальные нужды.
- Физическая терапия — восстанавливает двигательные функции, даря свободу и уверенность в каждом движении.
- Профессиональная ориентация и трудоустройство — указывают путь к самореализации и финансовой независимости, помогая найти свое призвание в разнообразии профессий.
Важно, что реабилитация индивидуальна, эффективна при долгосрочном подходе, требует сотрудничества специалистов и семьи. Цель — не «излечить» аутизм, а помочь человеку раскрыть потенциал и жить полноценной жизнью. Необходима консультация со специалистом для разработки плана реабилитации.
Экспертное мнение врача
Специально для родителей созданы информационные материалы, описывающие признаки аутизма у детей раннего и дошкольного возраста. В этих памятках перечисляются определенные симптомы, которые могут свидетельствовать как о расстройствах аутистического спектра, так и быть просто уникальными чертами характера ребенка.
Крайне не рекомендуется ставить диагноз самостоятельно, необходимо обратиться к опытным профессионалам. Лишь квалифицированные специалисты способны правильно оценить наблюдаемые признаки, изучить историю развития ребенка и точно установить, есть ли у него аутизм в какой-либо форме. Родителям важно помнить, что таким детям требуется не только повышенное внимание и постоянная поддержка со стороны взрослых, но и специализированная коррекционная работа, а в некоторых случаях и медикаментозное лечение.

Профилактика и прогноз
На данный момент не существует каких-либо особых методов, которые могли бы предотвратить развитие аутизма. Однако, чтобы уменьшить вероятность рождения ребенка с расстройством аутистического спектра, эксперты советуют следующее:
- Не следует употреблять психотропные, противосудорожные и другие похожие лекарства без назначения и контроля врача.
- Отказаться от вредных пристрастий: употребления наркотиков, алкоголя и других вредных привычек.
- Особенно внимательно следить за своим здоровьем, когда вы планируете беременность и во время нее.
- Во время беременности крайне важно избегать контактов с людьми, у которых есть инфекционные заболевания, регулярно проходить все необходимые обследования и не заниматься самолечением, если возникнут какие-либо проблемы со здоровьем.
Лечится ли аутизм? В настоящее время не существует методов полного излечения от РАС. Вместо этого, акцент делается на ранней диагностике и применении комплексных программ вмешательства, направленных на оптимизацию развития и адаптацию.
Даже при адекватной терапии и постоянных реабилитационных мероприятиях, у человека, уже ставшего взрослым, могут сохраняться остаточные проявления болезни. Наиболее оптимистичные перспективы наблюдаются при синдроме Аспергера. Если грамотно подойти к лечению, дети с этим синдромом вполне могут посещать обычную школу, получить высшее образование и построить свою личную жизнь.
Медикаментозное вмешательство может быть использовано для лечения сопутствующих состояний, таких как тревога, депрессия, гиперактивность или расстройства сна, которые часто встречаются у лиц с аутизмом.
В долгосрочной перспективе, прогноз зависит от способности индивидуума к социальной адаптации, освоению профессиональных навыков и достижению независимости. Поддержка со стороны семьи, образовательных учреждений и специализированных служб играет ключевую роль в успешной интеграции лиц с аутизмом в общество.
Если вам нужно больше информации о расстройствах аутистического спектра, хотите пройти диагностику или получить консультацию специалиста в рамках программы коррекции, вы можете обратиться в «СМ-Клиника».
Лицензии

в соответствии с рекомендациями Минздрава
